} class="single single-post postid-8286 single-format-standard"
 

Я рисую свою жизнь. Методика Арно Стерна

Автор dreambox09 on 27.02.2012 in Дети |

Хотите узнать, каким ваш ребенок видит этот мир и себя? Попросите его что-нибудь нарисовать, следуя удивительной методике Арно Стерна

Методика Арно Стерна

Методика Арно Стерна

Согласитесь, мы привыкли считать, что детский мозг мал и слаб. Ну о чем, казалось бы, может думать маленький почемучка? О конфетах, мультиках или мыльных пузырях? А вот и нет. Если вдуматься, станет ясно, что мозг крохи активнее и имеет А если голоден кто-то другой, даже большие пропорции, накормить его…»

 

Назад в будущее

Такое чистое и глубокое понятие сущности окружающего мира свойственно любому малышу. Было оно и у нас, нынешних мам и пап, но со временем, с возрастом куда-то улетучилось. Знакомая картина?

Не грустите — это не так уж плохо, ведь в доме без взрослого не обойтись. А понять своего любимого маленького отпрыска вы сможете и не впадая заново в детство. Просто откройте шире свои глаза и сердце! Детский взгляд на жизнь совершенно особенный — он не „одет» в наши взрослые клише, не зашорен страхами и комплексами, открыт для неизведанного, которое нужно крохе правильно, в чистом виде преподать, чтобы не испугать его и не отбить желание познавать этот чудесный мир.

Все мы родом из детства. А вот интересно, помнит ли кто-то из вас, родителей, свои переживания от рождения и до 2 лет (уже не говоря о воспоминаниях про собственное зачатие)?

Оказывается, такая память существует, и называют ее органической. Она очень важна! Да, ее „файлики» навсегда оседают в нашем подсознании, но ведь именно подсознание — наше бесконтрольное — в конце концов управляет нашими движениями души и поступками… Нет, не бойтесь, мы не станем читать вам лекцию о выводах, сделанных когда-то Фрейдом и Юнгом (хотя эти знания никому не помешают). Просто расскажем, как создать пространство для свободного самовыражения, упущенного разумной памятью времени. Что это дает малышу?

Осознание собственной уникальности (нет, не эксклюзивности в сравнении с другими), а именно особенности, в самом… спокойном, экологичном понимании этого слова. „Я есть», „Я здесь», „Я такой», „Я ТАК вижу», „Я ТАК чувствую» — эти осознания, в которые никто из взрослых не вмешивается с социально поощряемыми поправками, создают для крохи бастион уверенности в себе. И малыш совершает поступки — и получает удовольствие (!) от каждого из них, как от… собственного уверенного штриха на листе бумаги. На этом и зиждется методика педагога Арно Стерна.

Имя собственное

Так исторически сложилось, что детские каляки-маляки и каракули рассматривались как первые шаги на пути к живописи. Никому и в голову не приходило, что между детскими штрихами-линиями и потенциальным изобразительным искусством на деле НЕ существует никакой связи! Единственное, что роднит академичное искусство живопиcb и проявления формулы тс кого рисунка — это , карандаши, кисти, краски бумага.

Не очень понятно: в чем же разница между большим и малым искусством? Художник всегда чувствует у себя за спиной взгляд зрителя — он хочет, чтобы его творения понравились, оказались лучше других.

Ребенку же, чтобы играть и жить рисунком, не нужна публика: он не собирается становиться вторым Рембрандтом или Пикассо — он просто находится внутри того, что рисует. Почему так происходит? Потому что детки свободно играют с реальностью, а их реальность — это фантазия. Взгляните на детские рисунки, а лучше на то, КАК малыши рисуют, — и вы увидите рождение шедевра! Высунув кончик язычка от старания и сосредоточенности, малыш покрывает лист каляками, тем самым рассказывает историю предмета. Как это?

Например, сначала на листе появляется точка, закорючка, затем из нее вырастает линия, дальше, подобно языкам пламени, вырываются завитки, зигзаги, параболы, круги, которые красочным слоем перекрывают друг друга.

„А что это?» — спрашивает мама, лицезрея на \ листе портрет лохматого I урагана рядом с сюрреа-I листичным головоногом.
„Как что?! Цветок и солнышко. Ты что, не видишь?!» — отвечает малыш.

Все правильно! Формы пока еще слабо уловимы и воздушны, но по сути верны. Это подход не рисовальщика, а… художника (привет Пикассо и Кандинскому!).

И потом, детские каракули рождены отнюдь не желанием воспроизвести увиденное. Они появляются вследствие просто природной необходимости провести линию, оставить след. Свой след. Других намерений у малыша нет. А понравится его линия, его след, или нет — это вообще не имеет значения.

Правила игры

Детки, рисующие по методике Стерна (в студии, в саду или дома), подчиняются правилам, к которым никого не принуждают.

Первое условие — пространство, в которое не вхожи посторонние люди (исключе-I/ ны выставки, конкурсы и даже просто возможность выносить работы из студии или из дома).

Второе условие — не бывает конкретной заданной темы (хотя и случается, что у одного и того же ребенка его темы пересекаются или несколько раз перетекают из одного рисунка в другой).

Третье условие — отсутствие комментариев и замечаний любого толка — работы просто молча рассматривают. Улыбаться не запрещается! При этом
дети не задают уточняющих вопросов типа: „А почему это ТАК нарисовано?», „А где здесь?..» и не комментируют чужие работы на предмет „нравится — не нравится» — каждый маленький творец занят только своим рисунком.

Чувствуется, вы уже давно хотите спросить: зачем нам все это нужно знать? Что дает ребенку такое рисование — без матчас-ти, оценок и комментариев? Меняется ли малыш в процессе творчества? Скорее наоборот, маленький художник нащупывает то, что в нем индивидуально, неизменно, неповторимо. И распрямляет свой психологический позвоночник — освобождается от необходимости быть таким, как
все все (послушным, правильным).

И еще. Считается, что в душе маленького ребенка горят семь свечей: желание, интерес, любопытство, любовь, смелость, радость, доверие, удовольствие. И мы, вместо того чтобы поддерживать эти огоньки, гасим их. Нам так удобнее… А вольное рисование—пусть и небольшой, но все же шанс для малыша не терять связь со своим „Я». И тогда свой, неповторимый внутренний мир будет ощущаться ребенком-подростком-взрослым, и никакая сила не сможет его разрушить или отнять. А это дорогого стоит, не правда ли? Давайте не
вать свечей!

Истина в линии

Из записок Арно Стерна: „Дети в студию чаще всего приходят зажатыми. Они стыдятся„непроизвольного жеста», несоответствия… Ведь они в семье, в детском саду уже приучены ктипичным вопросам взрослых, привыкших привязывать любое изображение к какой-нибудь теме и стандартам…

Но шаг за шагом каждый из малышей вновь приобретает связь со своей истинной потребностью выразить себя через Линию. Чем младше ребенок, тем естественнее происходит адаптация…

Проникая в цвет и проживая его на листе бумаги,
ребенок в студии не копирует действительность. Здесь нет такой задачи. Здесь действительность проживается в прямом смысле слова. И вместе с этим растет чувствительность ко всему сущему, всегда имеющему тот или иной оттенок.

Ощущение „своей» Линии приходит в тот момент, когда ребенок выходит из студии, не оборачиваясь на свой рисунок, не таща маму за рукав, чтобы она посмотрела, что он нарисовал, и похвалила его…

Ощущение „своей» Линии приходит, когда ребенок, выходя из студии, выносит ее с собой, как часть самого себя».

Может вам будет интересно почитать

Метки: методика Арно Стерна, рисование

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Copyright © 2010-2017 Все что волнует современного человека Перепечатка только при наличии ссылки на наш сайт!