} class="single single-post postid-6312 single-format-standard"
 

Если ребенок заикается

Автор dreambox09 on 28.11.2011 in Дети |

Малыш заговорил — сначала неуверенно, а потом слов стало все больше, кроха говорит почти без умолку. Но вдруг что-то происходит: ребенок не может выговорить слово, как будто оно застряло у него в ротике…

как помочь при заикании

как помочь при заикании

Эта типичная картина заикания часто ставит родителей в тупик. Мама с папой порой не сразу понимают, что ребенок не паясничает и не притворяется — с его речью действительно что-то случилось. Малыш с напряжением пытается выговорить один и тот же слог, и, наконец, его преодолевает. Пытается произнести новое слово — и опять язычок как будто спотыкается…

Что произошло? Быть может, ребенок упал? Его испугала соседская собака, строгая воспитательница из детского сада или сюжет из взрослого фильма? Можно строить догадки, хотя на самом деле и эти, и масса других причин могут оказаться виной возникшего заикания. А повышенная эмоциональность, впечатлительность, легковозбудимость — эти три кита детской психики — оказываются плодородной почвой, на которой заикание может обосноваться. И потом, согласитесь, у деток в жизни происходит немного событий, поэтому вроде бы обыденный инцидент для крохи выглядит, словно для взрослого… встреча с НЛО. Именно поэтому иногда, на наш взгляд, мелочь может вызвать у малыша сильное потрясение и как постфактум — заикание. Вопрос: исчезнет ли это спотыкание само собой или следует что-то предпринять? И если заикание прошло, то как не допустить его рецидива?

В начале было слово

Как показывает многолетняя практика, самый «популярный» для заикания возраст — от 2 до 5 лет. Как раз на этой вехе в жизни маленького любознательного почемучки совпадают его желание и способность выражать свои мысли и чувства словами, соединять слова в предложения. Недаром известный детский поэт Корней Чуковский посвятил этому «разговорчивому» возрасту книгу «От двух до пяти», под обложкой которой собраны сотни детских перлов. Правда, в этой книге не прочтешь, что эмоций у маленьких почемучек оказывается больше, чем «прирученных» слов. Картина такова: мысль побежала, а речь не успела ее догнать, поэтому в речи могут возникать запинки.

Замещающие звуки и слова (эмболы) — они не придают никакого смысла тому, о чем говорит ребенок. Наиболее часто употребляемые звуки — „э-э» и „м-м-м». Также сюда относятся слова-паразиты («ну», «это», «так»). К счастью, в начале периода говорения это совершенно нормальный процесс. Когда малыш научится лучше выражать свои мысли, запинки, растягивания, повторения будут появляться все реже и постепенно исчезнут совсем.

Читайте также отит у детей

ПОВТОРЫ.

Дети могут повторять первые звуки или слоги слов, а также полностью слова или несколько слов во фразе или предложении.

ПАУЗЫ МЕЖДУ СЛОВАМИ.

Если они длятся более двух секунд, то могут считаться «атрибутом» заикания (прерывистой речи).

ВОЗВРАТЫ.

Ребенок говорит высоким тонким голосом, часто возвращается к тому слову, что только произнес.

Пауза в середине слова — как результат напряжения речевой мускулатуры. Может заметно нарушаться взаимодействие между дыханием и речевыми мышцами.

Вам кажется, что кроха говорит слишком медленно или, наоборот, тараторит? Наберитесь терпения и слушайте малыша, не перебивая его, не подгоняя или помогая наводящим вопросом, подсказкой нужного слова.

Запинки у малыша учащаются, они значительно затрудняют общение ребенка с другими детками? Во время разговора малыш часто дышит, поднимая на вдохе плечи или наоборот, вжимая голову в плечи? У ребенка вот уже неделю как во время того, когда он что-то говорит, появляется мышечное напряжение, вплоть до спазма в горлышке, который не дает ему сделать ни вдоха, ни выдоха? Это повод бить тревогу — нельзя ждать, что все обойдется, тем более если ребенок будет пытаться скрыть свои запинки (отвечать односложно ..да» или „нет») или вообще откажется разговаривать. Визит к логопеду и детскому психоневрологу (желательно обратиться в областной центр) откладывать не стоит.

В группе риска

Как уже говорилось выше, заикание в детской речи зачастую возникает резко, внезапно, но отнюдь не на пустом месте. Если верить специалистам, вероятность возникновения злосчастных запинок в речи маленького непоседы увеличивается, если имеют место определенные обстоятел ьства:

♦  осложненные роды, при которых кроха получил травму (гематома, асфиксия и т.д.). и как результат — у него возникли проблемы физиологического характера (срыгивания, тремер (дрожание) ручек, ножек, неспокойный сон, отставание в психомоторном развитии, слабовыраженные рефлексы). Кстати, бывает, что симптомы забытой родовой травмы проявляются уже у 3-4-летнего ребенка, когда речевые центры мозга особенно активны;

♦  если заикается кто-то из родственников малыша (он может унаследовать не заикание, а определенный тип нервной системы или просто подражать неплавной речи заикающегося взрослого):

♦  аллергическая реакция (детки, страдающие кожными высыпаниями, неспокойны, неуравновешенны, плохо спят из-за постоянного зуда);
крючком» — вплоть до того, что составьте список таких ситуаций и избегайте их, пока речь малыша не восстановится. Учтите, что даже сильные положительные эмоции для крохи сродни стрессовым. Поэтому на первое время нужно приложить усилия, чтобы жизнь ребенка стала предсказуемой, даже рутинной — сегодняшний день пусть походит на день вчерашний. Ставим табу на посещение зрелищных мероприятий, визиты гостей, пребывания в большом скоплении людей (даже в транспорте). Оптимально — выехать на время в сельскую местность, на дачу, в пансионат — подальше от городского шума.
Если заикание, на ваш взгляд, возникло из-за ревности к младшему братику или сестре, постарайтесь окружить старшего заботой, лаской, баюкайте его, как маленького, привлекайте к уходу за младшим, чтобы он чувствовал себя любимым и очень нужным.

МОЛЧАНИЕ — ЗОЛОТО.

Постарайтесь на месяц-два организовать малышу режим относительного молчания — не провоцируйте ребенка к разговору, не задавайте вопросов (особенно тех, что могут вызывать у него чувство стыда, неловкости за свой поступок). При этом не запрещайте крохе вообще говорить — терпеливо выслушивайте, при сильных запинках вместе переходите на шепот, в некоторых ситуациях предложите пропеть «тяжелое» слово, продирижировать, простучать — пусть это станет вашей игрой.

ЭМОЦИЯМ — ВЫХОД.

Сейчас малышу полезно двигаться под плавную музыку (делайте это вместе с крохой), рисовать красками на большом листе бумаги большими кистями — это помогает выразить эмоции и снять напряжение. Такой же эффект дает домашний театр, можно кукольный, даже пальчиковый. Игра даст возможность перевоплотиться, почувствовать себя другим, незаика-юшимся персонажем, плюс ко всему актерство улучшает умение высказываться. Кстати, чрезвычайно полезно научить заикающегося ребенка читать по складам (по методике Зайцева) — плавное произношение (пропевание) слов помогает сознанию зафиксировать успех говорения без спотыканий. Самое главное! Сейчас как никогда малышу нужно чувствовать, что он ХОРОШИЙ, а не…..испорченный».

Поэтому обсуждать при ребенке его проблему категорически запрещается. Не забывайте, что родительская любовь творит настоящие чудеса. Может, крохе сейчас лучше всего поможет лекарство… из маминой нежности и папиных крепких объятий?

Может вам будет интересно почитать

Метки: заикание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Copyright © 2010-2020 Все что волнует современного человека Перепечатка только при наличии ссылки на наш сайт!