} class="single single-post postid-5717 single-format-standard"
 

Учим ребенка навыкам общения

Автор dreambox09 on 02.11.2011 in Дети |

Стоит малышу научиться ходить, и вот он уже готов общаться с другими детками и взрослыми. Но кем он будет — ведущим или ведомым?

развиваем навыки общения ребенка

развиваем навыки общения ребенка

Развивать у малыша коммуникативные навыки очень важно. Ведь все мы хотим, чтобы наши дети росли не только умными и здоровыми, но еще и умели находить общий язык с людьми, занимать желаемую позицию в коллективе и заводить друзей.

Крепкий фундамент

Один из наиболее важных аспектов, который ребенок должен усвоить для успешного общения, — это вовсе не умение быть вежливым или напористым. Главное — это вера в себя и открытость миру, которая в первую очередь свойственна малышам, если они получили достаточно любви и внимания в младенчестве, особенно в самые первые месяцы жизни. Мамины руки, постоянный теплый контакт с родителями — это то, что поможет малышу быть в целом более расположенным к людям. Общайтесь с крохой, будьте эмоциональны, проявляйте чувства — так малыш станет более чутким и уверенным в себе!

Второй не менее важный аспект первого года жизни — это познание мира вместе с мамой. Более общительными и пытливыми становятся те детки, которые вместе с мамой многое видели: ездили в гости, общались с другими людьми. Даже тот ребенок, который интровертен от природы, запишет на подкорку все те контакты и ситуации, с которыми он столкнулся.

И третье — это мамины отлучки, которые случаются тогда, когда ребеночку исполняется 6-8 месяцев. Крайне важно, чтобы эта ситуация была для крохи мягкой, нетравматичной, а для этого мама и тот человек, который остается с малышом, должны быть спокойны и испытывать друг к другу симпатию и доверие.

Советуем почитать Умеете ли вы занять ребенка: ТЕСТ

Педагогический аспект

Запреты и правила — это тоже часть социализации, подготовка ребенка к ограничениям, которые на нас накладывает жизнь в обществе. Начните с правил домашней безопасности. Ребенок около года может запомнить пять «нельзя», и он должен быть с ними знаком. Например, нельзя трогать ручки газовой плиты или брать что-то с папиного письменного стола. Бели запретов больше пяти, они становятся для ребенка менее значимыми, ему трудно их запомнить и выполнять. Правило пяти „нельзя» также помогает родителям осмыслить свою систему запретов: все ли они действительно нужны?

Выходим в мир

Не самый лучший вариант социализации — резкий отрыв малыша от мамы, когда его, например, отдают в ясли в годовалом возрасте. Для формирования устойчивых коммуникативных навыков лучше действовать постепенно. Первые полгода ребенок обитает в домашней обстановке и ходит в гости с мамой, изучает окружающий мир, сидя у нее на руках. Затем кроха все больше путешествует с родителями и все чаще сталкивается с различными коммуникативными ситуациями как со знакомыми людьми, так и с незнакомыми. При этом он все еще на ручках у мамы и вступает в контакт лишь тогда, когда он сам этого захочет. Психологи рекомендуют не требовать от малыша общения с незнакомыми или несимпатичными ему людьми в угоду собственному имиджу. Если кроха еще не готов, не стоит настойчиво уговаривать его «не быть букой».
В возрасте около года имеет смысл посещать клуб для мам и малышей, в котором существуют правила поведения и где кроха не обязан отделяться от мамы.

Прекрасный вариант — «Зеленая дверца». Это центр, созданный согласно идеям французского психоаналитика Франсуазы Дольто. В нем есть несколько правил, которые ребенку необходимо выполнять, множество игровых зон и право быть с мамой, играть или вступать в общение с другими детьми. Вы также можете посещать занятия «мама + малыш». Особенно ценно, если на них инструктор помогает деткам и родителям понять друг друга.

После года кроха уже может быть активен в знакомом социуме, члены которого придерживаются похожих правил. Например, все считают нормальным ответить на жест ребенка, детям разрешается брать все доступные вещи и т.п. Пока что малыш не до конца усвоил те нормы, которые вы хотели бы ему привить, поэтому, скажем, оставлять его на занятиях одного — преждевременно. Ребенок тогда будет успешен в общении, когда он полностью осознал свои правила игры и готов обсудить их с другими людьми.

Не пора ли в коллектив?

Безусловно, все дети — индивидуальности, они очень разные, но мало-помалу они начинают интересоваться общением с себе подобными. Большинство малышей стремятся в коллектив в 2.5 или 3 года, не раньше. И задача родителей — подобрать подходящий для ребенка.

Пройдитесь по детским площадкам. Как правило, на каждой из них найдется группа завсегдатаев — более или менее симпатичный вам микросоциум. Случайное общение с детьми и взрослыми, которые контактируют с миром не так, как вы, обычно приводит лишь к огорчению.

Посидите неподалеку от площадки вместе с малышом и реагируйте на его желание пойти и присоединиться к детскому коллективу. В идеале такой коллектив должен быть разновозрастным, а родители должны принимать участие в деятельности детей. Ребятишкам 2-3 лет пока еще очень сложно организовать взаимодействие пусть даже и в небольшой, но в группке, они предпочитают строить собственные куличики и хватать чужие симпатичные совочки. Договоритесь с родителями о тактике разбора первых подобных конфликтов и о правилах, которым вы хотите научить ваших малышей. В то же время нужно давать детям определенную возможность самоорганизации, если ими руководит старший ребенок или же они сами чем-то увлеченно заняты. На детской площадке можно выработать ценные для детворы навыки общения: обмен игрушками, просьбу, очередность (например, качания на качелях) и т.п. Все эти правила стоит проговаривать детям вслух. Даже если вам кажется, что кроха не реагирует на ваши объяснения, поверьте, рано или поздно вы увидите результаты.

Скоро в садик!

В возрасте 2.5 лет неплохим вариантом является посещение группы для подготовки к детскому саду.

Наверное вам захочется заказать видеосъёмку выпускного детского сада? Тогда об этом нужно позаботиться заблаговременно. Ведь пригласить хорошего видеооператора непосредственно перед праздником бывает очень проблематично.

Принцип группы в том, что малыши сначала занимаются с мамами, потом мамы за ними наблюдают, потом детки работают в группе, а мамы ожидают за дверью. Несмотря на то что подобные занятия, как правило, включают в себя песенки, танцы, главным в них является навык вести себя определенным образом в группе с педагогом: соблюдать правила, делать что-либо организованно, выполнять простые указания преподавателя, своевременно начинать и заканчивать работу и т.п.
По возможности постарайтесь найти неподалеку от вас такой детско-родительский клуб: наряду со спонтанным общением на прогулке он даст вашему ребенку важный опыт социализации.

Собираясь в компаниях с ребятишками, постарайтесь организовать детские игры, ведь именно в игре малыш приобретает опыт, который позволяет ему по собственному побуждению включаться в деятельность, объединяться общими переживаниями с другими детьми: малыши улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу. Именно игры помогают детям адаптироваться в социальной среде, принимать правила, действовать в одном темпе.

Игры, которые учат договариваться

Малышам часто бывает трудно договариваться с партнерами по игре, действовать сообща. Часто один навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В таком случае взрослому необходимо научить ребят договариваться. На помощь придут разнообразные простенькие считалки, например:

Мак-мак, василек,
Водит желтенький цветок.
Раз, два, три —
Водишь ты!

То, что взрослый объясняет детям правила, следит за их исполнением, — уже обучение важным для дальнейшей коммуникации навыкам.

Игры, помогающие укрепить дружеские отношения между детьми

Солнышко. Взрослый рисует на песке большой круг. Затем учит детей отпечатывать на песке свои ладошки, как бы создавая таким образом подобие лучиков солнца. В процессе можно сказать: „Вот какие мы дружные — солнышко нарисовали ладошками!»

Ласковое имя. Дети при помощи взрослого называют разные варианты ласкового имени каждого участника игры, например: Миша — Мишутка: мама — мамочка, мамуля.

У птички болит крылышко. Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Взрослый предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее со словами: «Птичка (Миша, Лена) хорошая». Затем другие дети тоже «жалеют птичку».

Ролевые игры

Предложите малышам поиграть в любую ролевую игру: доктора, учителя, водителя и пассажиров. Так вы сможете им объяснить правила жизни в социуме. Сюжетные игры — более сложный вариант, но если дети с удовольствием играют в театр, то стоит воспользоваться их энтузиазмом — в процессе подготовки простенькой постановки они научатся взаимодействовать друг с другом.
Не стоит переживать, если ваш малыш не сразу вливается в коллектив и не может быстро стать душой компании. У него еще есть время научиться общению. Главное, чтобы у него была располагающая обстановка и не было давления со стороны родителей. Пусть кроха накапливает свой багаж знаний и общается с удовольствием.

Может вам будет интересно почитать

Метки: общение, ребенок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Copyright © 2010-2020 Все что волнует современного человека Перепечатка только при наличии ссылки на наш сайт!