Людмила Монастырская
График украинской певицы расписан на пять лет впереди. Неудивительно, что дома в Киеве Людмила Монастырская бывает нечасто.
Мне повезло поговорить с оперной звездой, когда она на несколько дней прилетела к родным. В перерыве между насыщенными гастролями… Также здесь для вас билеты в кино, музеи, театры… Экономьте свое время.
Людмила, это правда, что ваш график расписан заранее на несколько лет?
Если быть точным, то на пять. Приглашений сегодня действительно очень много. Иногда по два-три месяца столько выступлений, сколько другим не приходится и за четыре года. Конечно, это трудно, конечно, это не просто, но… Если тебя приглашают в такие театры, как «Метрополитен», Королевская опера «Ковент-Гарден» или «Ka Скала», то кто бы отказывался! Кстати, и в этом году, и в следующем я снова выходить на сцену последнего.
— А когда впервые пели в Ла Скала, очень волновались?
— Конечно. Я очень переживала, как меня воспримут итальянцы. А восприняли на «ура». Знаете, на такой сцене, как «Лa Скала» или «Метрополитен — опера» ты не имеешь права ошибиться. Вы же понимаете, что во время существования интернета это сразу станет известно всем. Теперь ничего ни от кого не скроешь!
Отсюда — и повышенное волнение. Многие мои коллеги сидят на таблетках или принимают успокоительное, потому что просто не могут не волноваться перед выходом на сцену. Это действительно очень большая нагрузка — нервная, психологическая, эмоциональная. Но я стараюсь как-то справляться с тем, внушать, что все будет хорошо…
— Наверное, еще больше волнуетесь, когда выходите на сцену с такими певцами легендами, как Пласидо Доминго?
— Вы знаете, а он сделал мне комплимент. Во время репетиции в «Ковент — Гарден» Доминго сидел в зале, а потом зашел ко мне в гримерную и сказал: «Вы — феномен». Конечно, никаким феноменом я себя не считаю. Однако услышать эти слова от такого человека было не только приятно, но и большая честь.
Кстати, в Лондоне мы встретились не впервые. До этого я уже работала вместе с Пласидо в Испании. Тогда я просто была поражена его скромностью и простотой (в хорошем смысле этого слова). В Доминго нет нездоровой звездности. Мол, я — звезда, а вы кто здесь такие? Он и со зрителями охотно общается, и коллегам помогает. Например, мне нужны были советы по французскому произношению, и я обращалась к нему… Это человек, который излучает положительную энергетику.
— Обычно вам достаются партии сильных женщин. А у вас сильный характер?
— Надеюсь, что да. Знаете, наша профессия, она очень непростая. Это на первый взгляд может показаться: ну, что там такого, вышел на сцену, спел для своего удовольствия — вот и все. Но это не так! От многих вещей нам приходится отказываться в жизни (хотя бы для того, чтобы сохранить голос). А для этого надо иметь в характере такую черту, как жесткость. Не каждому это под силу…
Как не каждому под силу быть рядом с творческим человеком. Вот я, скажем, по два-три месяца на гастролях. Иногда бывает, что из одной страны сразу лечу в другую, где ставят следующую оперу. И все это затягивается… Знаете, как нелегко выдержать мужчине, если жена надолго уезжает! Поэтому я понимаю семьи, в которых возникают определенные проблемы.
— Вам, наверное, немного проще: муж и дети наведываются к вам за границу. В то же Лондон…
— В свое время так действительно было: они приезжали ко мне. Однако теперь ситуация изменилась — я развелась со своим мужем. Так сложилось, что наши пути разошлись. Возможно, этот брак исчерпал себя. Не знаю. Правда, мы остались в прекрасных отношениях — просто как друзья, много общаемся, ведь у нас общие дети и надо решать их проблемы. Ну, а дети и сегодня прилетают ко мне за границу, иногда я — к ним. Вот рада, что этим летом нам удалось вместе отдохнуть. Хоть немного отвлеклась от работы.
— Насколько отличаются гонорары, которые вам платят на Западе и в Национальной опере Украины?
— Ой, во много раз! Это не какие-то сумасшедшие суммы со многими нулями, т.е. не миллионы, но оплата — абсолютно адекватная для европейских театров. Если учесть, что ты тратишь свою энергию и, как некоторые говорят, оставляешь на сцене часть здоровья. Можно только пожалеть, что в Украине все немножко иначе.
— А куда теперь пакуете чемоданы, если не секрет ?
— Недавно я вернулась из Лос — Анджелеса, а теперь еду в Бухарест, затем в Хьюстон, где проведу два месяца, дальше будут Милан — «Ла Скала», после Берлин и Франкфурт, впоследствии снова «Ла Скала» и снова Берлин и т.д. В этом плотном графике я нашла маленькое окошко в ноябре и решила устроить в Киеве сольный концерт, на котором буду исполнять украинские народные песни. Я их обожаю! И за рубежом часто пою в гримерной что-то наше. Это дает мне невероятную воодушевление!